Звучит восьмой шаг так — «Мы составили список всех тех людей, которым мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб»

На первый взгляд это самый простой для понимания и самый легкий для исполнения шаг. Всего то дел, составить список тому, кому причинил ущерб. Но это только на первый. Ведь это список, длиною в жизнь. И речь там пойдет о всех людей — и кого обидели случайно, и тех, кого уже нет в нашей жизни, и самых близких, и тех, кто очень далеко. Тут и начинаются первые трудности. Больно в очередной раз копаться в себе и подробно вспоминать, кому и как мы приносили зло. В очередной раз увидеть себя в самом неприглядном свете. Многие поступки до сих пор вспоминать не хочется. Вполне возможно, что некоторый ущерб и возместить то уже ничем нельзя.

А еще в этом списке обязательно будут и те, кому мы причиняли зло намеренно, и те, которых продолжаем ненавидеть до сих пор. И здесь начинаются сложности посерьезнее. Ведь в наших глазах эти люди еще хуже, чем мы сами. Кто-то просто не приятен. Кто-то из них подсадил нас в свое время на наркотики, кто-то унизил, или обокрал. Лживые, подлые, злобные люди. Одним словом, грешники. Как же относиться к нем по-другому? И вот тут самое время обратится к преданиям церкви. Святой Иоанн Кронштадтский говорил, — «Не раздражайся на погрешающих… не имей страсти замечать в ближнем всякие грехи и осуждать его как это обычно нам: всякий за себя даст ответ Богу… ты же свои грехи, свое сердце исправляй.» И если в начале не очень получается, то опять одна надежда на Бога. Еще в седьмом шаге, мы смиренно просили Бога избавить нас от наших недостатков, то есть грехов. (Злопамятность и мстительность, несомненно, попадают в эту категорию). А в четвертом шаге разбирали свои обиды. Вспоминали слова «Если ты прощаешь, это значит, что и тебя Господь простил, а если не прощаешь брату, то значит и твой грех остается с тобой.» (прп. Силуан Афонский). И если это произошло, составлять список будет значительно легче. Но есть еще вторая часть шага — «преисполнились желанием», то есть осознанно хотим это сделать, а это уже более высокая ступень духовного пробуждения. Если возмещать ущерб без желания, просто для » галочки», то можно и не тратить время зря. Это не будет работать. Желание должно быть искренне, осознанное. Появление такого желания — это само по себе уже большая победа.

Святые отцы учат, что грех не только в действии, он, прежде всего в голове. Если я дал себе разрешение, склонил свою волю к греху, то это уже грех. Следовательно, если я и понудил себя даже в мыслях и склонил свою волю к совершению добродетельного поступка, (хотя мне совершенно не хочется это делать) — это уже добродетель. А на данный момент наша задача понять, кому мы доставили неприятности, какие они были, и побудить в себе желание начать возмещать ущерб.

Надо помнить, что на восьмом шаге мы только оцениваем ущерб, который нанесли людям и душевно готовимся возмещать его. Все зло, которое мы причинили — это то, с чем нам предстоит работать в восьмом Шаге. И только в девятом шаге мы приступим непосредственно к возмещению. И там будут уже свои тонкости, свои трудности, но о них мы будем говорить уже следующий раз

Денис Л.

наркологический реабилитационный центр помощь алкозависимым лечение наркомании во владимире лечение алкоголизма во владимире реабилитационный центр для наркоманов во владимире реабилитационный центр для алкоголиков во владимире лечение наркомании в москве эффективное лечение наркомании лечение и реабилитация наркомании

«12 шагов»: главный принцип программы

Известная во всем мире программа избавления от химической зависимости «12 шагов» предлагает поэтапно принять свое заболевание и осознанно от него отказаться без использования медикаментов или медицинских манипуляций. В статье подробнее рассказываем о каждом шаге.

Читать полностью »