Звучит восьмой шаг так — «Мы составили список всех тех людей, которым мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб»
На первый взгляд это самый простой для понимания и самый легкий для исполнения шаг. Всего то дел, составить список тому, кому причинил ущерб. Но это только на первый. Ведь это список, длиною в жизнь. И речь там пойдет о всех людей — и кого обидели случайно, и тех, кого уже нет в нашей жизни, и самых близких, и тех, кто очень далеко. Тут и начинаются первые трудности. Больно в очередной раз копаться в себе и подробно вспоминать, кому и как мы приносили зло. В очередной раз увидеть себя в самом неприглядном свете. Многие поступки до сих пор вспоминать не хочется. Вполне возможно, что некоторый ущерб и возместить то уже ничем нельзя.
А еще в этом списке обязательно будут и те, кому мы причиняли зло намеренно, и те, которых продолжаем ненавидеть до сих пор. И здесь начинаются сложности посерьезнее. Ведь в наших глазах эти люди еще хуже, чем мы сами. Кто-то просто не приятен. Кто-то из них подсадил нас в свое время на наркотики, кто-то унизил, или обокрал. Лживые, подлые, злобные люди. Одним словом, грешники. Как же относиться к нем по-другому? И вот тут самое время обратится к преданиям церкви. Святой Иоанн Кронштадтский говорил, — «Не раздражайся на погрешающих… не имей страсти замечать в ближнем всякие грехи и осуждать его как это обычно нам: всякий за себя даст ответ Богу… ты же свои грехи, свое сердце исправляй.» И если в начале не очень получается, то опять одна надежда на Бога. Еще в седьмом шаге, мы смиренно просили Бога избавить нас от наших недостатков, то есть грехов. (Злопамятность и мстительность, несомненно, попадают в эту категорию). А в четвертом шаге разбирали свои обиды. Вспоминали слова «Если ты прощаешь, это значит, что и тебя Господь простил, а если не прощаешь брату, то значит и твой грех остается с тобой.» (прп. Силуан Афонский). И если это произошло, составлять список будет значительно легче. Но есть еще вторая часть шага — «преисполнились желанием», то есть осознанно хотим это сделать, а это уже более высокая ступень духовного пробуждения. Если возмещать ущерб без желания, просто для » галочки», то можно и не тратить время зря. Это не будет работать. Желание должно быть искренне, осознанное. Появление такого желания — это само по себе уже большая победа.
Святые отцы учат, что грех не только в действии, он, прежде всего в голове. Если я дал себе разрешение, склонил свою волю к греху, то это уже грех. Следовательно, если я и понудил себя даже в мыслях и склонил свою волю к совершению добродетельного поступка, (хотя мне совершенно не хочется это делать) — это уже добродетель. А на данный момент наша задача понять, кому мы доставили неприятности, какие они были, и побудить в себе желание начать возмещать ущерб.
Надо помнить, что на восьмом шаге мы только оцениваем ущерб, который нанесли людям и душевно готовимся возмещать его. Все зло, которое мы причинили — это то, с чем нам предстоит работать в восьмом Шаге. И только в девятом шаге мы приступим непосредственно к возмещению. И там будут уже свои тонкости, свои трудности, но о них мы будем говорить уже следующий раз
Денис Л.