По благословению Священноначалия Русской Православной Церкви

Иоанн и Мария Устюжские

Иоанн и Мария Устюжские

Как ни странно, но не могу вспомнить тот момент, когда впервые о них узнал. Просто как-то отпечаталось в памяти, что их мощи почивают под спудом в Вознесенском храме Великого Устюга — одном из старейших каменных храмов города, построенном ещё в XVII веке. Сейчас там действует музей с замечательной экспозицией древнерусского искусства. Сама церковь имеет необычную архитектуру: под одной крышей в ней собраны восемь или девять приделов, а благодаря заботе и уходу музейных работников выглядит она очень нарядно и достойно для находящейся здесь святыни.

Официально небесными покровителями православной семьи считаются благоверные Петр и Феврония Муромские. Однако в моем сердце их история отклика почему-то не находила. Когда же узнал об Иоанне и Марии Устюжских, то понял: вот они — святые, которым нужно молиться об укреплении семьи. Чтобы семья была действительно христианской, брак — богоугодным, а человек в браке спасался сам и супругу своему помогал идти ко спасению.

История их удивительна. Когда хан Батый пронесся разрушительным смерчем по южным частям Руси, северные князья поняли, что лучше договориться о позорной дани, чем допустить полное разорение городов, как в случае с Киевом, Рязанью и другими. Великий Устюг был одним из тех, кто платил дань монголо-татарам и не подвергся разорительному нашествию кочевников.

Для сбора дани в город был прислан баскак по имени Буга. Как правило, наместники хана по праву сильного вели себя абсолютно бесцеремонно и доводили народ до ненависти не только поборами, но и наглым, циничным поведением. Буга вел себя точно так же, чем совершенно настроил горожан против себя. И когда однажды он силой взял себе в наложницы молодую красивую Марию, дочь знатных и достойных родителей, терпению народа пришел конец. Весь город поднялся и двинулся к дому, где проживал Буга, чтобы убить его и освободить девушку.

Известно, что монголо-татары очень жестко устанавливали и поддерживали свои порядки — примерно так же, как фашисты во время оккупации. Те в ответ на убийство партизанами немецкого солдата расстреливали мирных граждан, а на диверсии отвечали массовыми репрессиями и казнями. И монголо-татары предавали город полному разорению, если там убивали баскака.

Мария это прекрасно знала и понимала, что случится, если Бугу убьют. Буга тоже, как говорится, струхнул. Конечно, за его смерть потом отомстят, но сам-то он не хотел прощаться с жизнью. И Господь этой юной девушке дал мужество совершить поистине самоотверженный поступок.

Она берет Бугу за руку, выходит к вооруженным людям и говорит: «Я люблю этого человека, а он готов стать христианином и вступить со мной в законный брак». Тот подтверждает ее слова: «Да, я готов».

Люди, увидев, что дело приняло неожиданный оборот, пожали плечами и разошлись. Город был спасен.

Летопись не донесла до нас, какими словами Мария сумела коснуться сердца дикого язычника и обратить его ко Христу. Но бесспорно то, что Крещение, которое Буга принял из страха смерти, полностью изменило его. Впоследствии он прославился милосердием, любовью к нуждающимся, заботой о храмах Божиих.

Однажды во время охоты на Сокольей горе недалеко от города, он прилег на траву и уснул. В сонном видении ему явился святой Иоанн Предтеча и повелел на этом месте строить монастырь. Буга, в Крещении Иоанн, послушался, и в скором времени они с Марией устроили здесь монастырь в честь Крестителя. И хотя обитель возникла в XIII веке, но, в отличие от многих других, просуществовала вплоть до недавнего времени и лишь при советской власти была закрыта. Сейчас, к сожалению, на её территории находится щетинная фабрика.

Иоанн и Мария вели благочестивую жизнь. Известно, что в их дом любил приходить праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый. Они дружили с преподобным Киприаном, основателем Михайло-Архангельского монастыря. Жили супруги действительно по-христиански, а после смерти их похоронили при Вознесенском храме. Тогда церковь была деревянной, но со временем на её месте возвели большой каменный собор, и могила оказалась в одном из приделов под спудом.

Почему я считаю, что именно эти святые являются небесными покровителями семьи? Очень распространена ситуация, когда жене приходится иметь дело с неукротимым, необузданным характером супруга. Она старается как-то изменить ситуацию, но порой действует подобными методами, и в этом случае, как говорится, находит коса на камень.

Однако ни истериками, ни руганью человека не изменишь. Поэтому я точно знаю, что если в семье существуют какие-то неурядицы, непонимание, конфликты, прежде всего, нужно молиться, и в молитвах обращаться и к этим святым.

Ведь Мария сумела найти добрые, мудрые слова, которые растопили совершенно дикое и необузданное сердце Буги. Конечно, произошло это по благодати Божией, Господь дал Марии такой талант — сделать из язычника любящего, благоговейного и благочестивого христианина.

Поэтому и супругам, которые вступают в брак, а тем более тем, у кого существуют сложности во взаимоотношениях, нужно обязательно просить молитв этой благочестивой четы, чтобы Господь дал мудрость и рассудительность во взаимоотношениях.

Архиепископ Иона(Черепанов)

Полная версия статьи: Православие и Мир


Возврат к списку