По благословению Священноначалия Русской Православной Церкви

Священник Сергий Минин Настоятель прихода святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Владимира, к.и.н., доцент кафедры философии и религиоведения ВлГУ

Священник Сергий Минин Настоятель прихода святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Владимира, к.и.н., доцент кафедры философии и религиоведения ВлГУ
Значение духовно-нравственного воспитания в профилактике употребления психотропных веществ и наркотиков (выступление на общественных слушаниях Владимирского молодежного областного парламента 9 октября 2009г.)
   Не взирая, на различия политических, духовных и нравственных позиций, современное человечество объединяется в одном, в признании духовного кризиса, поразившего все сферы человеческого бытия. Сердцевиной системного кризиса, современного мира является кризис идентичности человека, кризис духовности. С одной стороны мы видим бурный рост материального потребления, повышения уровня комфорта современной техногенной цивилизации. С другой стороны человек, окруженный материальными благами, утрачивает смысл своего существования. Человеку все дано его Создателем и он, как существо разумное и свободное, может и должен совершить свой духовный выбор. Бог, обращаясь к своему созданию, говорит ему: «… жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…» (Втор., 30,19-20). По данным Всемирной организации здавоохранения существует пороговый показатель, определяющий границу здоровья нации - число суицида на 100 тысяч человек, который равен 20 случаям. В современной России число самоубийств достигло 41,3 случая на 100 тыс. человек (1995г.). Во Владимирской области положение немногим лучше-33,3 случая на 100 тыс.(1998). Для сравнения в конце 19 века эта цифра в России составляла 2,7 случая на 100 тыс. Такой путь вниз совершила Россия за 100 лет. Впрочем, эта тенденция характерна и для других стран западного мира внешне благополучных и процветающих. Проявлением скрытой формы суицидного поведения можно считать и широкое распространение в обществе наркомании и алкоголизма. Не принимая реальности своего бытия как ценности и дара Божия, отрицая подлинные человеческие связи в семье, дружеском окружении, современный человек погружается в иллюзорный мир виртуальной реальности, игромании, алкогольного и наркотического опьянения, уже при жизни соприкасаясь с пламенем ада. Это иллюзорный уход из реальности мира часто приводит к реальности самой смерти. Так по сообщению Федеральной службы по контролю по обороту наркотиков, каждый день в России от употребления наркотиков умирает 80 человек, более 250 человек становятся наркозависимым. 30 тыс. молодых людей в России ежегодно умирают от употребления наркотиков. Это чьи-то дети, мужья и жены, братья и сестры. Общее число лиц, употребляющих наркотики, составляет от 3 до 4 миллионов человек. Это чьи-то дети, мужья и жены, братья и сестры. С точки зрения общепринятой социологии наркомания является одной из форм девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющего от общепринятых морально-нравственных норм. Что же является причиной этого явления все более и более распространяющегося в современном мире? Это не только причины социального или медицинского характера, но прежде всего безверия и безбожие, поразившая как эпидемия умы и сердца нашей молодежи, отсутствие смысла своего личного бытия, нравственных целей существования и нравственных ориентиров в жизни. Другими словами кризис духовности. Само понятие « духовность» неразрывно связано с христианской антропологией, учением Церкви о человеке. Понятие духовность в настоящее время широко используется в специальной литературе. В широком (светском) смысле этого понятия под ним подразумевается духовный статус человека-существа обладающего свободой воли, т.е. способность человека к самоопределению, самодетерминации и саморазвитию. В рамках православной теологии это понятие связано с реализацией осмысленного свободного выбора человеком вечного бытия, его стремление к связи с Богом. В связи с этим духовность может быть дифференцирована как “светлая” духовность, связанна с сопряженностью человека с Богом и “темная” темная духовность как сопряженность человека с демоническими силами, с духами зла. С проблемой духовности связана проблема духовной энергии. Христианская культура выделяет три возможных субъекта энергийности-Божественный источник духовной энергии, демонический и человеческий. В свободном выборе человек осуществляет свой выбор и сопрягает свое личное бытие с Богом или демоническими силами. Человек как существо, обладающее свободой воли и даром разума, обладает знанием своей телесной смертности и осознанием существования Вечного бытия. Человек размышляет о себе, своей земной и посмертной участи и именно поэтому человека можно определить как существо религиозное по самой своей сути. Духовности самой по себе не бывает. Как не бывает самой по себе материальности. Один из величайших даров человека-это различение духов: «…не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они…» (Ин.,4,1). Сам Бог есть дух (Ин.,4,24). Проблема духовности - это проблема выбора человеком жизни как вечной ценности, дающей ему возможность Богообщения. Человек, пришедший в мир, должен сознательно принять дар жизни, увидеть ценность своего бытия. Православная христианская антропология исходит из различения в природе человека добра и зла. Добро – онтологично и сущностно. Зло есть следствие грехопадения Адама, исказившее саму природу человека. Таким образом, зло в человеке не сущностно и является искажением первоначальной природы человека, последствием его падения. Греховность падшей человеческой природы проявляется в изменении иерархической ( вертикальной) структуры человеческой личности. Вследствие отпадения от Бога человек оказался пленен животным, биологическим началом, утратил свободу. Это проявилось в формировании у человека устойчивых греховных черт, а именно: внутренней нечистоты, самости, умственной и эмоциональной нетрезвости, неориентированности, биологической детерминированности, склонности к разрушению. Игнорирование христианского видения человека, пораженного печатью первородного греха, привело к появлению идеи гармонического развития человека и биологизаторству. При этом не учитывается очевидный факт, что человек устроен не гармонично, а иерархично. Иерархическая структура человеческой личности определяет наличие целеполагания в жизни человека, своеобразную тайну индивидуального бытия в реализации творческих задач. Христианство исходит из откровения о реальной действительности образа Божия в человеке. Современная научная мысль, богатая обилием частных истин о человеке, должна соприкоснуться с этим подлинным основанием наших представлений о себе самих и о смысле нешего бытия в этом мире. Проблема человека может быть корректно разрешена только в рамках системного знания о человеке, включающего в себя научные и вненаучные знания. Двухтысячелетний опыт православной традиции человековедения проверен опытом жизни многих поколений людей разных национальностей и культурных традиций. Безусловно, поиск выхода из современного тупика гедонистической и наркоориентированной культуры(культуры иллюзорного счастья) может быть осуществлен только тогда, когда мы определим сам источник, формирующий стиль поведения и сознания современного человека. Необходимо взаимодействие государства, общества, Церкви, а также самого человека, страдающего той или иной формой зависимости, в формировании новых жизнеутверждающих ценностных установок. Порок зависимости от наркотиков поражает, прежде всего, волевую сферу человека, делая его рабом греха. К счастью мы видим, что существуют положительные примеры такой деятельности. Так по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия во Владимирской епархии действует православный реабилитационный центр «Осознание», руководитель центра – Алексей Фирстов. Целью реабилитационного центра является нравственное и духовное преображение человека, страдающего одним из этих пороков, помощь в преодолении своей зависимости. Создание таких центров и реабилитация в рамках данной программы наркозависимых – это вдохновляющий пример следования словам Создателя «избери жизнь».

Возврат к списку